Служба медиации

Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Конвенция о правах ребёнка;
  • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»

Школьная медиация и её назначение:

В ходе учебного процесса в школе каждый участник – будь то ребенок или взрослый – сталкивался с конфликтами, будь то с другими учениками, педагогами или родителями, становясь в роли обидчика, жертвы или невольного свидетеля. В условиях, где административные и уголовные меры наказания не уделяют внимания истинным причинам конфликтов и эмоциональным состояниям сторон, конфликты часто остаются, по сути, неразрешенными.

Назначение школьной медиации:

В нашей школе была создана служба примирения, представляющая собой объединение взрослых (кураторов) и подростков (медиаторов), прошедших специальное обучение в области медиации. Эта служба стремится:

  • Решать конфликтные ситуации конструктивным образом: Школьная медиация предоставляет возможность сторонам конфликта находить конструктивные решения, адресуя их подлинные причины.
  • Создавать понимание и взаимоуважение в школьном сообществе: Цель службы – помочь различным сообществам в школе понимать друг друга и видеть в каждом индивидууме, исходя из личных качеств, а не из ролевых стереотипов.
  • Снижать уровень агрессии в образовательном учреждении: Школьная медиация направлена на создание более благоприятной атмосферы, способствуя снижению уровня агрессии в школьном сообществе.

 

2024-2025 учебный год

  • Приказ о создании Службы школьной медиации
  • Состав Службы школьной медиации
  • Положение Службы школьной медиации
  • План Службы школьной медиации

Основная цель службы школьной медиации состоит в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликт с законом. 

 

Понятия «школьная медиация» и «служба школьной медиации»:

Согласно Федеральному закону от 27 июня 2010 г. N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», термин «процедура медиации» определяет метод урегулирования споров при участии медиатора – независимого лица, привлеченного сторонами для содействия в разрешении конфликта. Этот метод основан на добровольном согласии сторон с целью достижения взаимоприемлемого решения.

Школьная медиация:

Школьная медиация представляет инновационный метод разрешения конфликтов и предупреждения неприятных ситуаций между участниками образовательного процесса. Этот современный подход служит альтернативой традиционным методам разрешения конфликтов и включает в себя принципы человеко центрического подхода.

Служба школьной медиации:

Служба школьной медиации – это организация, созданная в рамках образовательного учреждения. Ее состав включает работников школы, учащихся и их родителей, прошедших обучение основам школьной медиации и принципам медиативного подхода. Служба эффективно взаимодействует с конфликтами, с участием различных сторон, вовлеченных в воспитание и обучение ребенка.

Важным аспектом метода является расширение его воздействия за пределы образовательной организации. Привлечение семьи, предварительно обученной основам метода, играет значительную роль. Это позволяет родителям не только проявлять интерес к методу, но и активно помогать своим детям в семейных конфликтных ситуациях. Такой подход облегчает разрешение конфликтов в школе, так как родители направляют ребенка к медиативным методам.

Таким образом, школьная медиация способствует взаимопониманию между образовательными учреждениями и семьями, объединяя их силы для обеспечения благополучия и безопасности ребенка.